Особенности возведения зданий из монолитного железобетона

 Особенности возведения зданий из монолитного железобетона

Возведение зданий из монолитного железобетона существенно отличается от других видов строительства. Работы по устройству монолитных конструкций осуществляются, как правило, специализированными организациями.Состав бетонных смесей. Материалы, используемые для их приготовления, должны отвечать требованиям соответствующих стандартов, технических условий, а также специальным требованиям, если они предъявляются. Цементы для применения должны использоваться с нормальным или замедленным сроком схватывания. За­полнитель для тяжелого и легкого бетонов имеют некоторые различия, однако общим для них является следующее: содержание пылевидных, илистых и глинистых частиц не должно превышать 3-8%, а лещадных зерен и зерен гравия — не более 10 % (по массе); максимальные размеры зерен крупного заполнителя в бе­тонах на плотных заполнителях — 40 мм, на пористых — 20 мм; заполнитель для бетона применяется только сухими; храниться до употребления они должны в условиях, исключающих загрязнение. Для улучшения технологических свойств бетонных смесей (удобоукладываемость, удобоперекачиваемость и др.) при произ­водстве бетонных монолитных работ следует применять добавки — суперпластификаторы и комплексные добавки на их основе.

Приготовление бетона. Бетонные смеси рекомендует приготавливать в автоматизированных бетоносмесительных установках, оснащенных специальными дозировочными устройствами. Оптимальная продолжительность цикла перемешивания в гравитационных смесителях — 240-300 с, в смесителях принуди­тельного типа — 100-150 с.Бетонную смесь можно приготавливать непосредственно в автобетоносмесителях в пути следования с бетонного завода на строительную площадку. При этом смесь загружается в барабан автобетоносмесителя (при минимальной частоте его вращения) на заводе товарного бетона. На бетонных заводах, где осуществляется дозировка составляющих бетонной смеси и загрузка ее в автобетоносмесители, должна быть обеспечена прямая подача заполнителей и цемента из дозаторов в бункер автобетоносмесителя, а также воды и добавок в барабан автобетоносмесителя.

Транспортировка бетона. В качестве транспортных средств для доставки бетонных смесей следует использовать автобетоносмесители или автобетоновозы. Способы перевозки выбирают с учетом вида бетонной смеси (готовая, частично приготовленная, т.е. без добавок, сухая), наличия транспортных средств по виду и ко­личеству, наличия добавок — замедлителей схватывания цементного теста, дальности транспортировки, вида и состояния дорожного покрытия, температурно-климатических условий.
Для уменьшения испарения влаги и исключения воздействия на смесь атмосферных осадков и прямых солнечных лучей открытые части кузова автобетоновоза укрывают брезентом или другим подобным материалом.С целью увеличения допустимого времени на транспортировку готовых бетонных смесей, а также снижения их расслаиваемости в процессе доставки в бетонную смесь вводят воздухововлекающие добавки.

Если специализированный транспорт отсутствует, бетонную смесь можно доставлять автомобилями-самосвалами, причем для уменьшения потерь при транспортировке борта автомобилей-самосвалов наращивают на 20-40 см. При этом кузов должен быть герметичным, а бетонную смесь необходимо укрывать брезентом или другим подобным материалом.

Укладка бетона. Укладка бетонных смесей включает процессы приемки, подачи смеси к месту ее укладки и распределения в бетонируемые конструкции (рис. 3.7).

Рис. 3.7. Схема подачи бетона и бетонирования стен и перекрытий: а — доставка бетона на стройплощадку автотранспортом; б — подача бетона башенным краном к рабочим местам бетонщиков; в — укладка бетона; 1 — приямок; 2 — бункер с боковой выгрузкой; 3 — автобетоносмеситель; 4 — рабочие места такелажников; 5 — рабочие места бетонщиков; 6 — кран башенный; 7 — ограждение подкрановых путей; 8 — лоток; 9 — балкон навесной; 10 —щиты опалубки

Подачу и укладку бетонной смеси при возведении надземной части здания целесообразно осуществлять традиционным методом по технологической схеме кран - бадья и бетононасосными установками с распределительными стрелами или механическими манипуляторами.
При подаче литых бетонных смесей с помощью крана бункера (бадьи) должны быть оснащены гибким рукавом для распределения смеси непосредственно в бетонируемые конструкции. В зависимости от типа монолитных конструкций длину и диаметр гибкого рукава принимают в пределах соответственно 0,8-3 м и 150-300 мм.
Укладку бетона с помощью бетононасосов целесообразно производить при сменной укладке более 60 м3.
Укладку бетона в случае бетонирования надземной части высотных сооружений при больших их объемах монолитного бетона рекомендуется осуществлять с помощью стационарных или прицепных бетононасосов в комплексе с автономными распределительными стрелами. При этом распределительную стрелу устанавливают (закрепляют) на бетонируемой захватке или участке.Следует особо подчеркнуть, что при укладке бетона в жаркую пору надо применять добавки — замедлители схватывания цемента типа ГКЖ и др. При выборе этих добавок предпочтение следует отдавать добавкам, уменьшающим водопотребление и расход вяжущих при одновременном повышении пластичности бетонной смеси.

Заливка бетона в зимних условиях. При отрицательной температуре наружного воздуха бетон следует заливать после выполнения специальных мероприятий по теплоизоляции поверхностей, непосредственно соприкасающихся с бетонной смесью, при условии максимального сокращения теплопотерь в процессе доставки смеси. При этом целесообразно применять следующие методы бетонирования: использовать бетоны с проти-воморозными добавками, электропрогрев с помощью гибких греющих покрытий или нагревательных проводов.
Безобогревное бетонирование с применением противоморозных добавок наименее энергоемко и экономически эффективно. Однако темп твердения таких бетонов невысок, что может обусловить несоблюдение графика производства работ.
Электротермообработка ускоряет твердение бетона и набор им проектной прочности, сокращает сроки выдержки конструкций в опалубке, увеличивает оборачиваемость опалубочных форм, однако ее применение предусматривает наличие на стройплощадке достаточной электрической мощности.

Требования к опалубке. Как было указано ранее, для возведения монолитных зданий применяются следующие типы опалубок: мелко- и крупнощитовая, объемная переставная, блочная и скользящая. Изготавливается опалубка из листового металла. Палубу (поверхность, соприкасающуюся с бетонируемой стеной) щитов опалубки следует выполнять из целого листа. Допускается применение нескольких листов при условии, что стыки палубы будут опираться на ребра жесткости каркаса, а швы — зачищены заподлицо.
Наиболее мобильной и универсальной в использовании является крупнощитовая опалубка, в которой можно возводить здания самых разнообразных архитектурно-планировочных и конструктивных решений. Она применяется при возведении 80—85% монолитных зданий.
Точность изготовления опалубки должна соответствовать рабочим чертежам. Предельные отклонения элементов не должны превышать 2 мм. Все поверхности опалубки, не соприкасающиеся с бетоном, должны быть окрашены красками, стойкими к окружающей среде в условиях эксплуатации.
Для уменьшения сцепления поверхности опалубки с бетоном и улучшения качества получаемых бетонных поверхностей используют антиадгезионные покрытия, которые наносят на рабочие поверхности.
Завод-изготовитель должен поставлять опалубку комплектно с элементами крепления и запасными частями. Состав комплекта определяется потребителем. Вместе с опалубкой заказчику должны быть переданы паспорт, инструкция по монтажу и эксплуатации, комплектовочная ведомость. При передаче опалубки потребителю завод-изготовитель должен провести контрольную сборку характерного фрагмента (фрагментов) опалубки, включающего все элементы крепления и соединения в различных сочетаниях. Схему фрагмента определяет заказчик и согласовывает с заводом-изготовителем.
На основных элементах опалубки должны быть нанесены несмываемой краской с помощью трафарета или ударным способом следующие маркировочные отметки:
товарный знак предприятия-изготовителя;
марка элемента;
дата изготовления;
штамп ОТК;
масса элемента.
Опалубочные работы. Установку и разборку опалубки лучше производить механизированным способом. Укрупнительную сборку и перемонтаж панелей и блоков на другие размеры осуществляют на специальной площадке.
Смонтированная опалубка должна быть принята мастером или прорабом. При приемке проверяют:
правильность установки опалубки, а также несущих и поддерживающих элементов, анкерных устройств и элементов крепления;
геометрические размеры;
смещение осей опалубки от проектного положения;
вертикальность и горизонтальность плоскостей;
плотность стыков и сопряжений.
Перед укладкой бетона рабочие поверхности опалубки для уменьшения сцепления с бетоном следует смазывать. Составы смазок приведены в «Руководстве по конструкциям опалубок и производству опалубочных работ». Разборка опалубки допускается с разрешения производителя работ после набора бетоном распалубочной прочности.
Отрыв опалубки от бетона должен производиться специальными устройствами, предусмотренными в ее конструкции (домкраты, съемники). В процессе отрыва бетонная поверхность не должна повреждаться. Использование грузоподъемных механизмов (кранов) для отрыва опалубочных щитов запрещено.
Техника безопасности при бетонных и опалубочных работах. При производстве бетонных работ следует соблюдать правила техники безопасности, изложенные в соответствующих нормативных документах.
Перед укладкой бетона в конструкцию должна быть проверена надежность крепления опалубки.
Емкости для подачи бетона (бадьи, бункера) должны быть снабжены специальными приспособлениями (замками), не допускающими ее случайной выгрузки. Расстояние от низа бадьи (бункера) до поверхности, на которую производится выгрузка смеси, не должно быть больше 1 м.
При работе бетононасосных установок с распределительными стрелами необходимо учитывать следующее:
эксплуатация стрелы не допускается до тех пор, пока бетононасос не будет установлен на опоры;
стрела должна эксплуатироваться при силе и скорости ветра, не превышающих пределов, указанных в паспорте-инструкции по применению установки;
радиус вращения стрелы определяет опасную зону;
скорость поворота стрелы не должна превышать 0,5 об/мин;
для производства работ в ночное время необходимо обеспечить стрелу выносным источником света для освещения места укладки бетона;
запрещается использование концевого шланга на стреле бетононасоса большей длины, чем обозначено в паспорте-инструкции по эксплуатации бетононасоса.
В случае применения автобетононасосов необходимо обеспечить требуемое техническое состояние узлов, механизмов и приборов машин, влияющих на безопасность движения.
Лица, допущенные к работе с опалубкой, проходят соответствующий инструктаж по технике безопасности и сдают экзамен. Рабочие комплексных бригад обязаны владеть безопасными приемами выполнения работ всех видов. При работе на высоте 1,5 м (без устройства ограждения) рабочие обязаны пользоваться пре­дохранительными поясами с карабинами.
Отверстия в перекрытиях, на которых ведутся работы, необходимо закрывать или ограждать. Открытые проемы в стенах, обращенные в места, за которыми нет сплошного настила, должны иметь ограждения высотой не менее 1м.
Настилы подмостей и стремянки следует очищать от мусора, снега и наледи. Состояние подмостей ежедневно должен проверять мастер.
При установке опалубки с помощью крана необходимо соблюдать следующие правила:
монтируемые элементы опалубки должны быть надежно скреплены, при проведении монолитных работ;
расстроповка разрешается после закрепления элемента постоянными или временными связями;
при монтаже и демонтаже опалубки запрещается находиться под монтируемыми элементами.