Венецианская штукатурка

 Венецианская штукатурка

 Термин "венецианская штукатурка" является буквальным переводом итальянского выражения "stucco veneziano". Cостав и технику ее нанесения изобрели еще в Древнем Риме. Мрамор тогда был одним из самых доступных строительных материалов. Его пилили, обтесывали, полировали. Естественно, оставалось много отходов в виде мраморной пыли. Ну и кто-то придумал (а кто именно, история умалчивает) пустить ее в дело. В результате появился бесшовный тонкослойный мрамор. У него даже оказались свои преимущества перед природным мрамором. Новый материал привлекал не только богатыми отделочными возможностями, но и технологичностью. Наносить его было непросто, но все же легче, чем обтесывать, полировать и перетаскивать полированные глыбы. Кроме того, некоторые поверхности нельзя было выложить мрамором, а тонкослойной штукатуркой можно. К тому же материал оказался чрезвычайно стойким к воздействиям температуры и влаги. Наверное, это его свойство сыграло не последнюю роль в том, что спустя несколько тысяч лет, в эпоху Возрождения, материал получил особое признание в Венеции.

На сегодняшний день существует большой выбор отделочных материалов, применение которых позволяют создать незабываемый и индивидуальный образ Вашего помещения. В зависимости от цвета стен и их фактуры будет зависеть Ваше настроение.

Из разнообразного количества видов декоративно-живописного покрытия стен, наиболее популярной является применение венецианской штукатурки. Венецианская штукатурка позволяет имитировать эффект натурального камня – полированного мрамора. Это позволяет дизайнерам воплощать различные интересные решения для достижения первоклассного интерьера помещения. Разнообразные техники нанесения венецианской штукатурки позволяют создать атмосферу и стиль этнической стилизации, утонченного минимализма, high-tech-а или классики.

Словосочетание "венецианская штукатурка" произошла из Древнего Рима, жители которого придумали состав и технику ее нанесения. Точная технология изготовления венецианской штукатурки дошла в неизменном виде до наших дней. Пропорции могут быть разными, но основные компоненты неизменны. Традиционно покрытие выполняется в одном цвете, хотя возможно и создание многоцветного покрытия.

Венецианка, так нежно называют венецианскую штукатурку, бывает следующих видов.

Veneto - штукатурка для внутренней работы. Такой тип венецианки применяется в интерьерах стиля Средневековья, где поверхности должны блестеть и создавать эффект полированного мрамора.

Trevignano - декоративная штукатурка, применяемая также для внутренней отделки класса «люкс». Такой тип венецианки подходит для интерьеров эпохи Возрождения.

Сочетание декоративной венецианской штукатурки совместно с обоями, краской, мозаикой, декоративного камня, фресок - это один из самых излюбленных дизайнерских приемов. Применение такой технологии позволяет создать покрытие стен и потолков, придать помещению неповторимый стиль. Венецианская штукатурка не имеет запаха, нетоксично, не воспламеняется. Легко наносится, эффективно предотвращает образование плесени и бактерий.

Венецианская штукатурка — прочное и долговечное покрытие. Так как такое покрытие менее эластично, чем другие декоративные покрытия, то основное условие, влияющее крепость штукатурки - качественно подготовленное основание. работы. Иногда в зависимости от техники нанесения и достижения желаемого результата, такая разница может быть в десятки раз.


Инструменты и приспособления
Рис 1. Набор кистей для малярных работ:
а, б – флейцевые кисти;
в – круглая кисть;
г – радиаторная кисть;
д – макловица.


При работе с венецианской штукатуркой особые требования предъявляются не только к уровню профессионализма мастера, но и к его инструменту. Шпатели, тёрки и полутёрки должны изготавливаться из кованой и полированной нержавеющей стали. Ведь во время интенсивного растирания обычной сталью на штукатурке остаются мельчайшие следы металла: их откалывают твёрдые частицы каменной пыли. Из-за таких следов на покрытии образуются грязные полосы.



Поролоновый валик вам понадобится для работ на гладких поверхностях с водно-дисперсионными, акриловыми, латексными, силикатными и силиконовыми красками и клеями.

Валик из мохера или флока пригодится вам для работ как с гладкими, так и с грубыми поверхностями. Он обеспечивает ровное покрытие и значительно снижает пенообразование во время покраски.

Валик из полиакрила сделает окрашенные поверхности гладкими и ровными. Он вам будет просто необходим при работе с водно-дисперсионными красками и красками на основе химических растворителей.

Валик из полиэстера вам понадобится для работ на гладких, грубых и шероховатых поверхностях при нанесении водно-дисперсионной краски или краски на основе химических растворителей.

Валик из полиамида пригодится вам для работы с водно-дисперсионными красками и красками на основе химических растворителей. Он обеспечивает гладкую и ровную покраску любых поверхностей.

Валик из микроволокна сделает окрашенную поверхность идеально гадкой. Он потребуется вам для работы с водоэмульсионными и масляными красками.
Рис 2. Бюгели для сменных валиков разных размеров.

Рис 3. Прижимные валики:
а – маленький пластиковый валик;
б – большой резиновый валик


Для сменных валиков вам обязательно потребуются бюгели) – специальные ручки с пластиковыми рукоятями и хромо-никелевым антикоррозийным покрытием.

При наклеивании обоев вам не обойтись без специальных прижимных валиков), которые используются для равномерного прижима обоев к стене и удаления воздушных пузырьков.

Поролоновый валик вам понадобится для работ на гладких поверхностях с водно-дисперсионными, акриловыми, латексными, силикатными и силиконовыми красками и клеями.

Валик из мохера или флока пригодится вам для работ как с гладкими, так и с грубыми поверхностями. Он обеспечивает ровное покрытие и значительно снижает пенообразование во время покраски.


Рис 4. Малярная ванночка


Такая ванночка имеет два отделения: глубокое с гладкой поверхностью – для набора краски на валик и мелкое с ребристой поверхностью – для удаления сгустков краски с валика.


Рис 5. Пластиковый скребок

Рис 6. Гладилка штукатурная предназначена для нанесения шпатлёвки или слоёв штукатурки.

Рис 7. Губка малярная предназначена для разглаживания нанесенного слоя штукатурки на поверхность.


Рис 8. Тёрки шлифовальные применяются для шлифовки прошпатлёванной поверхности.

Рис 9. Шпателя малярные применяются для нанесения шпатлёвки или подмазки трещин.

Рис 10.Пистолеты – распылители применяют для нанесения штукатурных и окрасочных составов.


Виды применяемых материалов


Состав декоративной штукатурки:

1. 1. Нечто связующее — чаще всего это синтетическая смола (которая может быть в виде дисперсии или раствора);

2. 2. Наполнитель;

3. 3. Разнообразные добавки — такие, как растворитель, загуститель, консерванты, гидрофобные (водоотталкивающие) вещества, антисептики и биоцидные вещества.

Изготавливается венецианская штукатурка на основе мраморной муки, различных добавок, известкового молочка и неорганических окисей. Иногда добавляют кварцевую, малахитовую или известковую пыль. На качество штукатурки и цветовой орнамент влияет степень помола камня и количество органических или неорганических красителей. Для создания более «тонкого» рисунка используют мелкие частицы. Состав штукатурки не содержит каких-либо вредных веществ, пигментов или других компонентов, содержащих тяжелые металлы, например как хром или свинец. Он также не содержит токсичных, ароматизированных, хлорированных растворителей. При работе с таким видом штукатурки рекомендуется соблюдение обычных мер предосторожности, предусмотренных для работы с составами на водной основе. При хранении, перемещении и транспортировке не требуется соблюдение каких-либо особых условий. При случайном пролитии штукатурки на поверхность достаточно использовать инертные абсорбирующие материалы - песок, глину.
Основные качества декоративной штукатурки
безупречный внешний вид;
износостойкость;
долговечность;
отличное сцепление с поверхностью (адгезионные показатели);
устойчивость к воздействию экстремальных температур;
устойчивость по отношению к атмосферной капельной.

При нанесении венецианской штукатурки половина успеха зависит от правильно подготовленной поверхности. Обязательное требование – поверхность должна быть ровной, гладкой и прочной, чтобы могла выдержать вес нанесенного материала. Желательно поверхность заранее армировать сеткой, потом обработать шпаклевкой и дать высохнуть несколько дней. Можно не ограничиваться декорированием стен, а украсить другие элементы помещения – потолок, камин, подоконник, колонны. Для основы подойдёт бетон, кирпич, каменные поверхности (предварительно тщательно обработанные акриловой грунтовкой), даже стены, покрытые старой масляной краской или побелкой, только их надо предварительно очистить от грязи. На дерево и металлические поверхности «венецианку» лучше не наносить – она обязательно покроется трещинами из-за температурного расширения этих материалов. Технология подготовки поверхности такая же как перед оклейкой обоями, надо только более серьезно подходить к каждому этапу работы. На поверхность надо нанести грунт глубокого проникновения, все наплывы и неровности тщательно сошлифовать. Допускаются только небольшие – до 2мм – углубления. Если основание плохо подготовлено, в дальнейшем на нем могут появиться трещины. Рабочие части инструментов нужно закруглить и отполировать. Удобнее наносить штукатурку на участки от 0,5 до 1 м2, поэтому заранее размечают поверхность и оклеивают границы рабочего пространства малярным скотчем. Защищайте разведенный состав от попадания посторонних частиц, иначе в дальнейшем они обязательно проявятся в работе.

Очень основным свойством при определения качества нанесенной венецианской штукатурки служит подготовка поверхности. Причём венецианка относиться к тем видам поверхности. где тщательная подготовка является обязательной. При подготовки используются различные виды грунтовок и шпатлёвок.

Грунтовки используют для подготовки сильновпитывающих оснований к последующей обработке, усиления адгезии различных оснований к последующему покрытию.

Шпатлёвку рекомендуется использовать для внутренних работ во влажных помещениях. Не трескается при нанесении слоями до 6 мм., образуя идеально гладкую поверхность. Высокая адгезия, пластичность, водостойкость, идеально подходит для оконных откосов.


Технологическая последовательность

Венецианская штукатурка наносится практически на любую поверхность, в том числе и на гипсокартон. Поэтому этапы подготовки поверхности могут быть разными. 
Новую неокрашенную поверхность очистить от пыли, грязи, жирных пятен с помощью абразивных материалов (пескоструйная обработка, абразивная бумага). Поверхности ранее окрашенные старой алкидной, масляной или воднодисперсионной краской зачистить от отслаивающейся краски шпателем. Поверхность обработать шкуркой до полного удаления блеска с последующим удалением фрагментов абразивного материала сжатым воздухом, сухой ветошью. Сильнозагрязненные поверхности рекомендуется вымыть с щелочным моющим средством, после чего тщательно промыть холодной водой. При необходимости обработать соответствующей грунтовкой.

Поверхность должна быть ровной и гладкой, выравнивание рекомендуется производить финишной шпатлевкой Выровненные поверхности тщательно ошкурить наждачной бумагой до состояния идеальной гладкости и обработать грунтовкой (впитывает влагу), акриловой грунтовкой. на любые стены - бетон, гипс, гипсокартон и др. Поверхность должна быть идеально ровной, гладкой и плотной.


Малярный валик - инструмент, позволяющий быстро грунтовать большие поверхности стен и потолков. Большинство валиков для непрофессионалов имеют ширину 180 или 230 мм. Ширина валика, так же как и кисти, определяет усилие, требующееся для работы. Выигрывая в площади, окрашиваемой за один проход валиком, вы проигрываете в затраченной энергии.

Выберите манжету, соответствующую окрашиваемой поверхности. Для гладкой штукатурки нужна манжета с коротким ворсом, а для шероховатых поверхностей и рельефных покрытий - манжета с длинным ворсом. Имеются специальные манжеты для создания рельефной отделки.

Обычно одного литра грунтовки хватает для покрытия от 11 до 15 кв.м поверхности в зависимости от ее шероховатости и пористости. Не обязательно использовать краску только одного цвета. Валиком (и кистями) можно наносить рядом полосы и прямоугольники разного цвета.

Налейте в поддон грунтовку слоем около 20 мм. Окуните валик в краску и прокатайте его по скату поддона. Затем несколько раз прокатайте его вверх и вниз по скату, чтобы краска равномерно распределилась по ворсу.

Чтобы достать до верха высоких стен или потолка, используйте раздвижную рукоятку. При окрашивании во избежание разбрызгивания, не набирайте на валик много краски, не нажимайте на него с силой и не прокатывайте слишком быстро.

Начав в углу, проведите валиком по стене сверху вниз, перекрывая полосы. Окрасьте участок площадью примерно 1 кв.м.

Не набирая на валик грунтовки, проведите им по окрашенному участку в направлении, противоположном первоначальному. Этим вы сможете равномерно распределить краску по поверхности и закрасить не прогрунтованные участки. Это особенно важно выполнять на неровных или текстурированных поверхностях.

Снова наберите на валик грунтовку и огрунтуйте следующий участок, объединив его с предыдущим. Проведя полосу по всей длине стены, следующими движениями валика разровняйте слой краски. Заканчивая проход, плавно поднимайте валик. Окрасьте всю поверхность.
Огрунтовка малярным валиком с длинной и короткой рукояткой.

К техническим показателям таких покрытий стоит отнестись очень внимательно, независимо от того, кто вы - профессионал или любитель. Нужные, но порой непримечательные слова в инструкциях на практике выливаются в следующее:
с более жидким материалом работать менее удобно, так как его уже нельзя разводить водой;
материал с невысокой адгезией 3-5 кг/кв.см (иначе "прилипанием") имеет большую вероятность "отказа" покрытия в процессе эксплуатации ввиду потери прочностных свойств;
штукатурка, имеющая в своем составе преимущественно крупный наполнитель (в виде крупной крошки), может наноситься только вручную;
материал, имеющий в своем составе разнородную по размерам крошку, труднее наносить вручную (возможна потеря структуры);
штукатурки на водной основе менее токсичны, но больше подвержены воздействию окружающей среды.

Шпатлевание поверхности


Шпатлёвку обычно наносят деревянным или металлическим шпателем. В правую руку берут шпатель, забирают им небольшую порцию шпатлёвки и намазывают её на поверхность; затем нажимают на лезвие шпателя левой рукой и разравнивают вертикальными или горизонтальными движениями, держа шпатель под углом к поверхности. Чем сильнее нажим, тем тоньше слой шпатлёвки. Переплёты, наличники, а также различные узкие места (в тех случаях, когда неудобно работать шпателем) сглаживают с помощью твёрдых резиновых полосок нужной ширины с ровно обрезанными или фигурными кромками.

В зависимости от качества поверхности шпатлевание приходится выполнять от одного до трёх раз. После нанесения каждого слоя шпатлевки, обработанные места необходимо зачистить шлифовальной шкуркой или пемзой. Второй слой шпатлёвки лучше наносить по предварительно загрунтованной и высушенной поверхности - она ложится более тонким слоем, а кроме того, шпатлевать по грунтовке легче. Для зачистки шпатлёвки шлифовальную шкурку складывают в несколько слоев и трут ею в разных направлениях. Работать будет удобнее, если обернуть шкуркой деревянный брусок. Оставшиеся шереховатости, царапины исправляют повторным шпатлеванием и зачисткой (шлифовкой). Зачищают прошпатлёванные поверхности в сухом и в мокром виде. Сухое шлифование применяют для клеевых шпатлёвок, мокрое - для полумасляных и масляных

Последующий слой шпатлевки нужно наносить при высыхании предыдущего. Как правило, слою смеси требуется около суток для полного высыхания, но это еще зависит от толщины слоя и способности основания впитывать влагу, на которую наносится шпатлевка.

После того, как Вы закончили шпатлевать поверхность, и она полностью засохла – необходимо зашлифовать поверхность (эта процедура необходима для выравнивания всех мелких выступающих отростков шпаклевки).
Нанесение венецианской штукатурки.

Для шлифовки можно использовать наждачную бумагу либо абразивную сетку. Зернистость наждачной бумаги (отечественного производства) и абразивной сетки варьируется от 120 до 180 единиц. Так же вам понадобится специальное приспособление в виде строительной терки. После затирки прогрунтуйте еще раз поверхность, чтобы обеспылить и придать поверхности шероховатое состояние, для дальнейшей оклейки или окраски поверхности. Первый слой обычно выполняют из материала, содержащего мраморную крошку тонкого помола чтобы обеспечить надёжное сцепление с основанием. Его наносят стальной гладилкой или шпателем так же, как шпатлёвку (расход от 700 до 1500 г/м2). После просушки (4–6 ч) на этот слой наносят покрывающие, лессировочные слои, создающие фактуру рисунка.

Если нужно получить матовое покрытие, то второй и последующие слои выполняют из того же материала. При необходимости получить глянцевую поверхность — из тонкодисперсного смешанного с выбранным красителем (расход — 500–1200 г/м2 на два слоя),ровные, гладкие, прочные поверхности — обязательное условие для нанесения венецианской штукатурки.